Как избежать штрафа
за музыку в Казахстане

#Статья
19 июля
2 мин.
Нельзя просто взять и включить музыку в собственном ресторане или магазине. За это могут привлечь к ответственности – придется платить крупный штраф. Штраф за нарушение авторских и смежных прав.

Получить штраф можно за разную музыку: от треков группы «Ирина Кайратовна» или дуэта Galymzhan & Adil до музыки зарубежных исполнителей. В этой статье расскажем, как избежать штрафов за музыку в вашем заведении.
Песня — интеллектуальная собственность
Треки защищают от неправомерного использования. У песни есть автор текста и музыки, исполнитель и команда, которая сделала запись этой композиции. Все эти люди имеют права на трек.

Когда владелец кафе или ресторана включает у себя песню без лицензии, то он нарушает авторские и смежные права.
Автор или правообладатель имеет право на вознаграждение за каждое использование произведения. За нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
А теперь выясним, кто следит, чтобы авторские права не нарушались.
Кто следит за соблюдением авторского права в РК
В Казахстане есть три основные некоммерческие организации, которые могут выполнять проверки, фиксировать нарушения и взимать плату:

  1. «КазАК» (Казахстанское авторское общество)
  2. «Аманат» 
  3. «Абырой»
Как происходит проверка? Агенты приходят в заведение, как обычные гости, записывают видео с нарушением и берут чек.

После фиксации нарушений юристы этих организаций составляют претензию. Владелец заведения получает уведомление, и если вовремя не отреагирует, то на него подают в суд.

Как только он получит штраф от авторского сообщества, его уже будет сложно оспорить: тратится много времени, денег и, конечно, нервов.
Штраф за нарушение авторских прав — от 1 до 5 млн тенге. Средняя стоимость назначаемого штрафа — 1,8 млн тенге. Размер штрафа определяется сотрудниками авторского общества по внутренним протоколам.
Дорога в Казахстан
Звук Бизнес
Как использовать музыку легально
Вот несколько способов использовать музыкальное сопровождение для бизнеса и не нарушать закон.
  • Заключить договор с авторскими сообществами, о которых мы написали выше. Здесь надо будет потратить время, чтобы придумать концепцию, самостоятельно собрать плейлисты и не забывать формировать отчёты ежемесячно, а также отправлять их в авторские сообщества.

    Расторгнуть договор с ними можно через 2-3 месяца и попробовать любой другой легальный способ трансляции музыки. Можете посмотреть всё и выбрать лучший.
  • Заключить договор лично с правообладателями трека. Это займёт некоторое время, так как придётся сначала разыскать авторов, а потом их контакты.
  • Использовать музыку, которая перешла в общественное достояние. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. А вот если композиция была создана в соавторстве, то прекращается после смерти последнего из авторов.

    Важно: возможно, песня очень старая, а вот её запись сделали, например, в прошлом году. На эту запись действуют смежные права — а значит, шанс нарушить закон.
  • Брать треки с открытой лицензией. Такие фонограммы собраны на специальных сайтах, но там вы не найдёте популярных песен. Также придётся потратить время на поиски и разобраться с маркировкой треков.
  • Обратиться к компании-посреднику — в Звук Бизнес. Мы сотрудничаем с правообладателями напрямую, наша библиотека состоит из 1 млн треков.
Популярные стриминговые платформы — не выход
YouTube, Spotify, Apple Music и другие популярные стриминговые сервисы предназначены для личного, некоммерческого использования. Об этом написано в условиях использования и, регистрируя учётную запись, вы соглашаетесь им следовать.

Включая музыку с данных сервисов в коммерческих целях, вы рискуете получить штраф.
Цитата с официального сайта spotify.com:
«Это означает, что вы не можете транслировать или воспроизводить Spotify публично в коммерческих помещениях, таких как бары, рестораны, школы, магазины, салоны, танцевальные студии, радиостанции и т. д.».
Что нужно запомнить?
Правильно подобранный плейлист дополняет концепцию заведения и создаёт уникальную атмосферу. Фоновое звучание закрепляет образ бренда у потребителей, и клиенты становятся лояльней, приходят чаще. Таким образом, музыка помогает зарабатывать больше.

Сейчас очень легко прослушать, скачать и включить любой трек. Но это не значит, что его можно использовать без разрешения правообладателей и в коммерческих целях.
Трек, который решили включить в заведении, кто-то спел, кто-то придумал музыку, а кто-то собрал всё это в композицию. Так что этот трек — интеллектуальная собственность всех людей, которые участвовали в его создании.
Проверка может прийти в кафе или ресторан в любой момент: но стоит ли ждать и идти на риск? Штраф может повлиять и на материальное положение компании, и на её репутацию.
Используйте легальный контент и сотрудничайте с нами, чтобы быть в безопасности и звучать красиво!